Безалаберность, легкомыслие, лень, элементарная безграмотность в отношении приемов самооздоровления приводят к парадоксу: человек подсознательно стремится не к здоровью, а к болезни.
Будем честными: ведь даже врачебные назначения мы выполняем не полностью. Получив рекомендацию почаще ходить пешком, бывать на свежем воздухе, мы после 8-часового просиживания в служебном помещении (чаще всего непроветриваемом) плотно ужинаем и устраиваемся в кресле, чтобы через три часа переместиться в мягкую постель. И так день за днем, год за годом. Отсюда – остеохондроз, головные боли, одышка, лишний вес…
Причин заболеваний очень много, среди них значительное место занимают психогенные. Длительные нервные переживания, действительно, могут быть пусковым моментом для болезни, однако большую роль играют и другие жизненные обстоятельства: регулярность питания и качество продуктов, количество и качество сна, умение отдыхать, характер самого человека, взаимоотношения в семье, удовлетворенность работой, психологический климат на службе и т. д. То есть можно утверждать, что многие заболевания тесно связаны со всем образом жизни, и склонность к ним нельзя отнести только к генетическим или инфекционным факторам.
Иногда болезнь можно рассматривать как результат полного равнодушия человека к своему организму, результат постоянного (или кратковременного, но сильного) нарушения законов физиологически оправданного образа жизни, как наказание за элементарную безграмотность в отношении режима движения, питания, дыхания; неумение контактировать с людьми и выделять из многообразия жизни главное, отметая мелочи.
Редко болеют люди, у которых организм закаленный и тренированный. Н. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье» пишет, что здоровье определяется единством среды и генов, что в организме взрослого присутствует вся его история: как он тренировался в период роста. Об этом должны знать родители, ибо не все дефекты детства можно исправить потом. Здоровье человека зависит от степени закалки с младенческого возраста, от умения уже детского организма сопротивляться холоду и жаре, голоду и микробам, переносить физические нагрузки.
С младенчества ребенок стихийно, неосознанно, жадно усваивает все новое, что преподносит ему окружающая жизнь.
Болезни кишечника
Образ жизни и здоровье
История медицины